Дашборды
Годовой анализ трендов стал глубже
Для анализа годовой динамики и сезонности транспортных и логистических метрик в большинстве систем необходимо построить множество отчетов и свести результаты этих отчетов воедино. Для упрощения этой задачи у нас реализованы годичные дашборды по пробегам, количеству заказов/клиентов в логистике, и рейтингу Оптидрайвинг.
С недавнего времени мы решили расширить функционал годовых дашбордов и предоставить возможность проводить сравнительный анализ в рамках двух лет. Для этого поверх тренда за последние 12 месяцев был добавлен соответствующий тренд за 12 предыдущих месяцев в пунктирном оформлении:

Оперативное выявление фактов возникновения неучтенного пробега
Мы уже ранее много писали про наше решение для контроля за поездками «Механик + мобильное приложение BtsDriver». Для эффективной работы данного решения — экономии ресурсов механиков и бухгалтеров и формировании корректной управленческой статистики, необходимо, чтобы каждая минута работы автомобиля была записана за каким-либо, причем только одним, водителем. И тут могут быть два вида проблем:
- Машина едет, но непонятно, кто за рулем, т.е. водитель просто взял машину и поехал без указания цели поездки, не пройдя инспекцию приемки.
- Машина едет, но за рулем два водителя. Такая ситуация (так называемый «овербукинг»), как правило, возникает, когда предыдущий водитель не завершил поездку, а автомобиль уже был расписан на следующего водителя.
Для определения таких случаев необходимо сравнить пробег по поездкам, зарегистрированным через раздел «Механик» или приложение BtsDriver, и общий пробег автомобиля.
Ранее мы уже рекомендовали использовать для этого недельный дашборд раздела «Механик». Но чтобы упростить анализ и не просматривать большую таблицу, возможность сравнения пробега по авто и пробега по поездкам была добавлена в дашборды главной страницы. А именно, во 2-ой уровень дашборда «Общий пробег» было добавлено новое поле «Разница пробега Bts Driver/пробега общего, %».

Удобно выраженные в процентах, показатели различий между двумя величинами позволяют определить, по каким авто наблюдаются отклонения, после чего можно перейти к статистике по каждому отдельному авто. Причем для удобства можно воспользоваться сортировкой и вынести вверх автомобили с наибольшими отклонениями. И уже после этого воспользоваться недельным дашбордом в разделе «Механик» для уточнения деталей.
Удобная навигация в «Моих обращениях»: разделение заявок на выезды и удаленные обращения
Ранее в разделе «Мои обращения» все заявки отображались в едином списке, где незавершенные задачи с выездом инженера автоматически поднимались вверх. Это приводило к тому, что обращения без выездов (например, требующие удаленной поддержки) «тонули» в общем потоке. Приходилось вручную искать такие заявки, тратя время и рискуя пропустить важные запросы.
Как работает новое решение
В раздел добавлен фильтр с тремя опциями:
- Выезды — отображает заявки на выезд инженера;
- Обращения — показывает остальные заявки;
- Выбрать все — стандартный режим со всеми типами обращений.
Фильтр сохраняет последний выбранный вариант даже после закрытия и повторного открытия раздела. По умолчанию установлен режим «Выбрать все», чтобы обеспечить прозрачность данных для новых пользователей.

Нововведение делает раздел «Мои обращения» более структурированным, сокращая время на поиск информации.
Отчеты
Улучшенный отчет «События»: точечный контроль вместо информационного шума
Ранее анализ событий, напрямую связанных с сотрудниками, был фактически невозможен через отчет «События» из-за отсутствия в нем идентификационных данных сотрудников. Вместе с этим, структура отчета также затрудняла последующий анализ: из-за наличия группировки как в выгруженном Excel-файле, так и на самой странице отчета не было возможности провести сортировку или фильтрацию, что усложняло поиск необходимой информации.
Теперь отчет «События» строится без группировки по объектам, а также для событий, относящихся к сотрудникам, появилось ФИО сотрудника. Это актуально для следующих типов событий:
- Длительность маршрута водителя более N часов;
- Неисправности в BTSDriver;
- Водитель не сдал объект к времени;
- Даты по сотрудникам;
- Именины сотрудников;
- Оповещения по заказам логистики — «Завершено с отказом», «Покинул последнюю точку маршрута» и т.д.

Примеры использования:
Задача: в рамках использования раздела «Механик в режиме каршеринга» необходимо проанализировать, какие сотрудники бронируют авто, но часто не сдают его к заявленному времени, нарушая таким образом планы своих коллег.
Решение: настраиваем оповещение «Водитель не сдал объект к времени» и через некоторое время строим отчет по «Событиям» с фильтром по типу оповещения «Водитель не сдал объект к времени», далее в Excel-е сортируем данные отчета по сотрудникам. При необходимости в Excel-е также можно сгруппировать строки по сотруднику и посчитать, как много каждый из сотрудников не сдавал авто вовремя за анализируемый интервал.
Балансировка бухгалтерской ведомости расхода топлива для точного списания по нормам
Колебания уровня топлива в баке приводят к расхождению значений расхода топлива, а также остаточного уровня топлива в баке на конец и начало месяца/дня. Ранее бухгалтерам приходилось вручную «подгонять» данные: сверять десятки строк отчетов, пересчитывать расходы по дням и корректировать уровни топлива, чтобы итоговые цифры сходились. Это занимало часы работы, повышало риск ошибок и усложняло учет списания топлива.
Для решения проблемы был разработан новый метод подсчета расхода топлива, в рамках которого система автоматически выравнивает уровни на начало/конец суток и расходы, а также считает расходы по нормам с применением всех возможных согласно законодательству надбавок.
1. Обновления в отчете «Линейные нормы»
- Добавлен параметр «Заносы/гололедица» с возможностью указать размер надбавки (%);
- Надбавка применяется только в зимний период при наличии снега или гололёда в прогнозе погоды на день выезда автомобиля. Данные о погоде определяются по местоположению транспортного средства на начало суток.
2. Обновления в отчете «Общий»
- «Расход мат. лин. нормы» — расход топлива с учетом надбавок из отчета «Линейные нормы» (на основе GPS-пробега);
- «Температура» — фиксация температуры по данным ближайшей метеостанции в момент выезда авто;
- «Расход (расч.)» — вычисляется по формуле:
«Расход по лин. нормам за сутки» × («Общий фактический расход за период» / «Расход по лин. нормам за период»).
«Общий фактический расход за период» = Уровень топлива на начало первого дня – Уровень топлива на конец последнего дня + Сумма заправок по топливным картам.
- «Уровень топлива нач. знач. (расч.)» — для первого дня берется из исходных данных, для последующих — из «Уровень топлива кон. знач. (расч.)» предыдущего дня.
- «Уровень топлива кон. знач. (расч.)» — рассчитывается как:
«Уровень топлива нач. знач. (расч.)» + «Расход (расч.)».
- «Списание (затраты)» — минимальное значение между «Расход (расч.)» и «Расход мат. лин. нормы».
- «Списание (прибыль)» — разница между «Расход (расч.)» и «Списание (затраты)».

Новый функционал позволяет выравнивать ежедневные данные о расходе топлива пропорционально линейным нормам. В результате уровень топлива на конец дня всегда «бьется» с уровнем топлива на начало следующего дня, а дневной расход равен разнице между начальным и конечным уровнем. В системе все так же остается возможность отобразить чистые данные по расходу топливу, но при это списание можно провести по выровненным или же нормализированным расчетным полям.
Таким образом, внедренные изменения позволяют автоматизировать учет топлива за счет сокращения количества ручных корректировок.
Обращаем ваше внимание: данный механизм создан для автоматизации заполнения бухгалтером ведомости расхода топлива. Если сотрудники вашей организации обеспечивают достоверность показаний уровней топлива датчиков автомобилей, то вы можете устранить рутинный труд бухгалтера по заполнению и точному сведению показателей в ведомости списания топлива с учетом его остатков на начала и конец дня/месяца. Для более глубокого контроля перерасходов и сливов топлива рекомендуем использовать отчет «Уровень топлива».
Мониторинг
Данные вместо догадок: новая аналитика зарядки электромобилей в «Мониторинге»
Все больше компаний используют электромобили для городской логистики. Но как автомобили с ДВС требуют контроля остатка, расхода и заправок топлива, так и содержание электромобилей подразумевает контроль уровня, времени и объема зарядки. Вы спросите: «Зачем контроль? Слить же ничего нельзя!» Это действительно так, хотя факты ночного «разряда» уже фиксировались нашими клиентами. Но кроме этого есть много других причин контролировать этот вопрос:
- Заряжать авто всегда выгодно по ночному тарифу (при его наличии), и за запуск отложенной ночной зарядки, как правило, отвечают зарядные станции, которые не всегда активируют зарядку по установленному расписанию;
- Водитель может забыть вставить штекер, в результате чего авто начинает день с внеплановой зарядки;
- Также нашими клиентами уже фиксировались факты «слива в канистру», т.е. зарядки своего авто вместо служебного.
Решение:
Для электромобилей в раздел «Мониторинг» добавлена возможность отслеживать:
- Точное время подключения кабеля зарядки;
- Момент начала и окончания зарядки;
- Длительность процедуры.

Система фиксирует время подключения кабеля, начало/окончание зарядки и её продолжительность. Данные отображаются в графиках мониторинга. Это позволяет контролировать расписание зарядки, что позволяет оптимизировать расходы.
Преимущества:
- Точное планирование: расчёт доступного пробега с учётом времени подзарядки;
- Экономия затрат: активация зарядки в периоды сниженных тарифов;
- Контроль действий водителей: проверка соблюдения регламентов.
Логистика
Автоматизация планирования маршрутов с учетом норм ЕСТР — новый инструмент для международных перевозок
Для логистических компаний, занимающихся экспортом в Российскую Федерацию и другие страны, соблюдение норм Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств (ЕСТР), является критически важным. Эти правила регулируют режим труда водителей, включая обязательные периоды отдыха и вождения. Ранее после построения маршрутов в «Логистике» необходимо было вручную добавлять точки отдыха, сверяясь с требованиями ЕСТР. Это замедляло процесс планирования, повышало риск ошибок и могло привести к нарушениям, штрафам или задержкам грузов.
Для решения проблемы в контекстное меню маршрутов добавлена новая опция «Добавить отдых ЕСТР», которая встраивает точки отдыха по следующей схеме:
- 4.5 часа вождения → 45 минут отдыха;
- 4.5 часа вождения → 14 часов 15 минут отдыха;
- Цикл повторяется до завершения маршрута.

Новый инструмент построения маршрутов с учетом норм ЕСТР значительно упрощает работу логистических компаний, занимающихся международными перевозками. Он снижает риск нарушений, исключая человеческий фактор при расчёте периодов отдыха, экономит время на планирование маршрутов и повышает прозрачность данных, что упрощает аудит и отчетность.

Умное планирование маршрутов: как коэффициенты скорости и обслуживания повышают эффективность логистики
В сферах грузоперевозок, курьерских служб и ритейла долгое время сохранялась проблема неравномерного времени доставки из-за различий в скорости автомобилей и производительности водителей. Новые транспортные средства часто превосходят старые по динамике, а опытные водители тратят меньше времени на разгрузку, чем новички. Например, новый грузовик может преодолевать дистанцию на 20% быстрее, а водитель с большим стажем — тратить на разгрузку вдвое меньше времени. Однако стандартные алгоритмы планирования маршрутов не учитывали эти факторы, что приводило к задержкам и неоптимальному распределению задач. Решение этой проблемы стало возможным благодаря новому функционалу в «Логистике», который учитывает индивидуальные характеристики транспорта и закрепленных за автомобилями водителей:
- Коэффициент времени на обслуживание — определяет, насколько быстро водитель выполняет погрузку/разгрузку. Значение выше 1 указывает на ускорение, ниже 1 — на замедление процесса;
- Коэффициент скорости — отражает отклонение средней скорости автомобиля от эталонной (например, 1.1 для машин, которые ездят на 10% быстрее базового расчёта).
Оба параметра доступны в разделе «Логистика → Автомобили» и по умолчанию установлены на 1. При оптимизации маршрутов система автоматически корректирует время прибытия и длительность обслуживания, учитывая заданные коэффициенты. Например, если для автомобиля установлен коэффициент скорости 1.2, алгоритм сократит расчётное время его перемещения между точками. А коэффициент обслуживания 0.8 увеличит ожидаемую длительность обслуживания.

Примеры применения
- Курьерская служба. Компания, использующая смешанный автопарк (новые электромобили и старые грузовики), установила для первых коэффициент скорости 1.1 (выше среднего), а для вторых — 0.9. Это позволило направлять быстрые машины на маршруты с жесткими временными окнами, а старые — на менее срочные заказы;
- Крупный ритейлер. Для водителя с коэффициентом обслуживания 1.2 (быстрая разгрузка) система стала назначать больше остановок в пределах одного района, тогда как сотруднику с коэффициентом 0.8 выделяются маршруты с меньшим числом точек, но большим резервом времени.
Новый функционал позволяет не только снизить издержки за счёт точного планирования, но и продлевает срок службы старых автомобилей, рационально используя их в подходящих условиях. Для отраслей с большим парком разнородной техники (например, сервисы аренды транспорта, производственные предприятия) это означает переход от шаблонной логистики к персонализированному управлению ресурсами.
Внедрение гибких параметров грузоподъемности: как оптимизировать маршруты с учётом сезонной нагрузки
Дефицит автомобилей в пиковые периоды — распространённая ситуация для компаний, чья деятельность зависит от сезонности. В связи с этим компании вынуждены прибегать к перегрузкам автомобилей. Контроль над превышением грузоподъёмности позволяет построить оптимальный маршрут даже в условиях высокой нагрузки.
Решение:
Внедрена система гибкого управления грузоподъёмностью транспортных средств. Функционал позволяет:
1. Определять автомобили, для которых допустимо увеличение грузоподъёмности в рамках оптимизации маршрутов;
В раздел «Логистика → Автомобили» добавлен параметр «Превышение грузоподъёмности» с выбором двух режимов:
- «Допускается» — при оптимизации маршрутов грузоподъёмность автомобиля допустимо увеличивать на процент, указанный в параметрах оптимизации;
- «Не допускается» (значение по умолчанию) — ограничение по грузоподъемности строго соблюдается.

2. Задавать процент увеличения грузоподъемности.
В параметры оптимизации маршрута добавлено поле «Допускать увеличение грузоподъёмности на, %».
Значение данного поля позволяет увеличить доступную грузоподъемность автомобиля на заданный процент.

Принцип работы:
Для автомобилей с параметром Допускается» грузоподъёмность при оптимизации маршрута увеличивается на указанный процент. Например, при номинальной нагрузке 5 тонн и установленном значении 10% система расчётно учитывает 5,5 тонн.
Настройки сохраняются в шаблонах оптимизации и доступны для интеграции через API.
Данное обновление особенно актуально для отраслей с выраженной сезонностью, где баланс между оперативностью доставки и соблюдением нормативов критически важен. Внедрение гибких параметров грузоподъемности позволяет не только оптимизировать ресурсы, но и сохранять стабильность логистических процессов в условиях высокой нагрузки.
Внедрена опция фиксации ручных временных интервалов в управлении двором
В сфере складской логистики и управления транспортными потоками нередко возникают ситуации, когда автоматический пересчет времени подачи транспорта на рампы нарушает согласованность процессов. Сотрудники логистических отделов, диспетчеры и менеджеры складов сталкивались с проблемой: при удалении заказов из системы (например, из-за их отсутствия или переноса сроков) время подачи машин на рампы, заданное вручную, сдвигалось. Это приводило к конфликтам с уже забронированным расписанием погрузки, которое невозможно было оперативно изменить. Ранее для сохранения временных интервалов приходилось вручную корректировать расписание после каждого изменения, увеличивая трудозатраты и риск ошибок.
Для решения проблемы в «Логистика → Настройки → Общие» добавлен параметр — «При изменении времени выезда в управлении двором не минимизировать простои». Он позволяет сохранить пользовательские настройки временных интервалов (отмеченных голубым цветом) даже при удалении заказов из маршрутов.

Принцип работы:
При активации параметра система не пересчитывает время подачи транспорта на рампы и выезда из депо, если количество заказов в маршруте уменьшается. Это достигается за счет временного отключения функции минимизации простоев. В результате интервалы, заданные вручную, остаются неизменными, обеспечивая стабильность расписания. Если опция неактивна, действует стандартная логика: время корректируется в соответствии с количеством заказов.
Пример использования
Компания-дистрибьютор ежедневно формирует маршруты вечером, указывая точное время подачи машин на рампы для утренней погрузки. Однако из-за частых переносов заказов сотрудникам приходилось вручную возвращать исходные временные интервалы после каждого удаления позиций из маршрутов. С внедрением новой опции интервалы, заданные вручную, больше не сдвигаются, даже если часть заказов исключена. Это позволило сохранить расписание погрузки, согласованное с графиком работы склада и водителей.
Функционал особенно актуален для предприятий с динамичным изменением заказов: дистрибьюторских центров, ритейлеров, E-commerce-платформ. Он также упрощает координацию процессов в условиях, когда время погрузки привязано к внешним факторам: работе сторонних перевозчиков, ограничениям доступа к рампе или сменности персонала.
Механик
Удобное администрирование переменных интервалов прохождения техобслуживания
Ввиду того, что интервал прохождения ТО со старением автомобиля может меняться, в системе необходимо было создавать разные типы ТО (например, ТО1 — 10000 км, ТО2 — 15000 км и т д). И в таких случаях при добавлении ТО2, ТО1 не «перекрывалось», и продолжало висеть, как будто его надо перепройти. Это не только создавало функциональные проблемы, связанные с неудобством использования раздела «Механик», но и вызывало визуальный перегруз, также мешающий комфортной работе в разделе. Теперь же можно вручную перевести любое ТО в «неактивный» статус. По таким ТО не будут приходить уведомления и не будет вестись подсчет оставшегося пробега. Тем не менее, все «неактивные» ТО будут сохраняться на соответствующих объектах, и при необходимости можно отследить историю добавления ТО на любое авто.

Журнал неисправностей с группировкой: фокус на зонах ответственности
Ранее анализ неисправностей в системе требовал ручного переключения между десятками объектов, даже если механик закреплен за целой группой — например, за всеми авто региона. Это превращало проверки в квест: чтобы найти проблему в рамках своей зоны ответственности, приходилось последовательно выбирать каждый объект и сравнивать данные.
Теперь в «Журнал неисправностей» встроен селект «Группы» с поддержкой множественного выбора. Принцип работы прост:
- При выборе одной или нескольких групп объектов (например, все авто в Минске и/или авто в Брестской области) система автоматически фильтрует объекты, оставляя только те, что входят в выбранные группы;
- Для отображения необходимых объектов из группы их следует выбрать в селекте «Выберите объект».

Таким образом, с селектором групп есть возможность оперативно структурировать список нарушений в разрезах региона, механика, типа автомобиля и т. д.
ЧУП «БелТрансСпутник»
Республика Беларусь, г. Минск, ул. Платонова, 20Б
+375 (17) 270-78-25