- При работающем двигателе, напряжение в бортовой сети автомобиля повышается. С помощью установления порогового значения по напряжению можно определить, заведен ли двигатель.
- На некоторой неисправной технике во время работы напряжение не стабильно. В этом случае принимается во внимание включенное зажигание.

Контроль топлива
Сокращение транспортных расходов с первого дня внедрения
Защита от несанкционированного слива топлива
Выявление реального расхода
Повышение трудовой дисциплины

- Слив горючего
- Пережог топлива
- Накрутки пробегов
- Низкий уровень трудовой дисциплины
Контроль топлива – это то, к чему рано или поздно приходит абсолютно любая компания, в которой имеются разъездные сотрудники. Исходя из статистики, по которой расход горючего обычно завышается водителями на 20-30%, вы можете только представить, сколько денег вы теряете каждый день, неделю, месяц… год. А что, если в вашем автопарке 10, 20 или 500 автомобилей? Это колоссальные потери, которые мы намерены вам вернуть!

Способы контроля расхода топлива

Методом контрольной заправки определяется норма списания топлива на 100 км пробега (город, трасса зимой и летом). Эти четыре цифры вносятся в Систему «БелТрансСпутник» в разделе «Автомобили»/Настройки.
Как это работаетДалее Система разбивает весь маршрут автомобиля на «городские километры» и «загородные километры». Причём деление на городские и загородные участки производится не административным границам городов, а по реальному режиму движения: ехал медленно и с остановками – городской километр. Ехал быстро без остановок –загородный километр.
На городских участках Система применяет введённую Вами норму расхода на 100 км в городе. На «загородных участках – норму для трассы. Затем Система выдаёт итоговый результат: сколько всего потратил автомобиль топлива с учётом экспериментально установленной Вами нормы и фактического режима движения.
Этим достигается справедливость списания топлива в глазах водителя. Если он ехал по МКАД со скоростью 80 км/час без остановок, то применяется нормы для трассы, хотя МКАД входит в административную границу города.
И наоборот: если водитель медленно объезжал ДТП на трассе, то на этом участке будет применяться городская норма, хотя территориально этот участок – трасса далеко от города.
- простота
- справедливость и понятность для водителя
- не нужно покупать дополнительные датчики
- не нужно вмешиваться в топливную систему автомобиля или подключаться к элементам двигателя
- вводимые в Систему базовые нормы списания топлива должны быть внесены в контракты с водителями и не должны превышать нормы «Транстехники» для этого вида техники

Для крупных госпредприятий очень важно не терять время на доказывание водителю правильности цифр списания топлива. Система должна быстро и достоверно считать расход топлива в полном соответствии с Методикой Минтранса.со своего смартфона
Как это работаетЭта методика очень сложна: нужно учесть населённость городов, через которые проезжал ваш автомобиль, вес перевозимого груза на каждом участке, температуры на всём маршруте в начале каждого рабочего дня, горные участки дорог и многое другое. Поэтому мы автоматизировали расчёт по Методике Минтранса, внесли в нашу Систему границы и населённость городов, горные дороги. Мы запрашиваем в архивах погоды температуры на начало движения автомобиля в каждом регионе с ближайшей сертифицированной метеостанции. Даём возможность внести коэффициент амортизации на авто, ввести из ТТН вес груза на каждом плече перевозки и многое другое. И выдаём итоговый расход топлива за рейс «По букве закона», т.е. с полным соблюдением Вами Методики Минтранса.
Теперь углубленная приёмка и обработка отчетов водителя занимает не 1 час, а 2-3 минуты.
Потратьте освободившееся время вашего бухгалтера на более важные дела.
- полное соблюдение норм законодательства
- быстрота расчёта
- не нужно убеждать водителя в правильности расчёта
- нет полной автоматизации

В топливный бак устанавливается дополнительный датчик уровня топлива (ДУТ) – электронная линейка. ДУТ подключается к GPS/GSM/Глонасс-Модулю контроля транспорта, установленному в кабине автомобиля.
Как это работаетБак с ДУТ тарируется малыми порциями топлива: каждому уровню топлива ставится в соответствие выходной сигнал ДУТа.
Модуль контроля передаёт информацию из ДУТа в Систему «БелТрансСпутник» и далее на экран Вашего компьютера.
Это самый известный простой и ненадёжный способ контроля топлива. ДУТы были изначально предназначены для измерения спокойного уровня топлива в подземных цистернах на АЗС. Некоторые даже были внесены в реестр средств измерений под эту задачу. Но измерять ДУТом уровень топлива в баке трясущегося на дороге автомобиля противоречит здравому смыслу.
Особенность ДУТ в том, что даже при стабильном уровне топлива его типовая погрешность – 1 %. Это означает, что при объеме бака 500 литров безнаказанно можно сливать порциями как минимум по 5 литров.
А если водитель делает короткие остановки и сливает на них топливо, то он может сливать не по 5, а по 10 литров, маскируя свои сливы тряской топлива в баке, которая вполне может быть +/-10% объема бака.
Проблема ещё и в том, что водитель может сливать топливо через «обратку». И любой ДУТ беспомощен в этих случаях: топливо из бака уходит быстрее обычного, но причина не ясна.
Самой полезной стороной ДУТ является возможность контроля полноты заправок. В Системе «БелТрансСпутник» есть возможность сравнить в аналитическом отчёте данные по заправкам, которые вам присылает АЗС, с данными о фактическом количестве топлива, которое попало в бак вашего авто согласно показаниям ДУТ.
Правда, сегодня на всех АЗС есть видеокамеры, и сети АЗС готовы бесплатно присылать вам видеоотчеты о процессе заправки вашего автомобиля. Поэтому заправить на АЗС соседний автобус вашему водителю не получиться и без ДУТ.
Учитывая популярность ДУТ среди некоторых наших клиентов, мы используем те датчики, которые не просто отображают в Системе текущий уровень топлива, а ещё и обрабатывают эти значения. Теперь наши ДУТ передают в Систему наиболее вероятное значение уровня топлива, получаемое за счёт использования методов математической статистики. То есть ДУТ измеряет значение уровня топлива, например, 100000 раз в минуту, а выдаёт только одно наиболее правдоподобное значение. Это позволяет в некоторой степени обойти проблему всплесков топлива в баке. Но никогда не решит её полностью.
По этим причинам ни один из существующих в нашей стране ДУТ не внесён в реестр средств измерений как измеритель уровня топлива в баке автомобиля для нужд законодательной метрологии (т.е. для финансового учёта).
Тем не менее, для тех наших клиентов, кто использует ДУТы, мы поддерживаем возможность определения не только полноты заправок, но и расхода топлива по данным ДУТ. Для этого в Системе существуют аналитические отчёты по ДУТ, расчет расхода топлива по ДУТ, в том числе для двух баковых автомобилей с 2-мя ДУТ, а также для техники с баками сложной формы, где приходится устанавливать более 1-го ДУТ в один бак для усреднения показаний уровня топлива по нескольким ДУТ.
- простота понимания принципа контроля топлива
- цена
- лёгкость обмана ДУТ водителем: слив через «обратку» или сливы малыми порциями

В топливную магистраль врезается дополнительный прибор, похожий на водомерный счётчик — расходомер топлива.
Как это работаетВ нём в потоке топлива как водяная мельница вращается крыльчатка. Каждый оборот крыльчатки – например, 30 мл топлива. При каждом обороте крыльчатка размыкает/замыкает контакт, что создаёт перепад импульсов на выходе расходомера. Количество импульсов на выходе этого прибора, умноженное на 30 мл, равно количеству топлива, прошедшему через расходомер.
Погрешность лучших массовых расходометров – 1-2 % в диапазоне от 4 до 200 литров/час.
В дизельных двигателях существует «обратка» — магистраль сброса части топлива обратно в бак после того, как оно прошло головку двигателя и нагрелось. Поэтому нужно ставить два независимых расходомера топлива: по одному на шланг прямой подачи топлива и на «обратку». И считать разницу топлива между прямой и обратной магистралью.
Иногда ставится один дифференциальный расходомер, который имеет две крыльчатки: одна на прямой магистрали + одна на «обратке». Он сам считает разницу: отнимает «обратку» из «прямого» топлива. Но стоимость этого дифференциального расходомера не ниже двух обычных расходомеров. Поэтому сэкономить не удастся.
Главным достоинством расходомера является внесение некоторых из них в реестр средств измерений для нужд законодательной метрологии, т.е. для финансового учёта.
Однако любой расходомер топлива – миниатюрный прецизионный прибор. Проходящее через него топливо создаёт отложения на внутренних стенках расходомера и на крыльчатке. Подобно тому, как холестерин откладывается на стенках кровеносных сосудов.
Чтобы крыльчатка не заедала, один раз в 2-3 месяца расходометр нужно снимать и мыть в растворителе. Если этого не делать, то он может заклинить и перекрыть поток топлива в двигатель. Автомобиль не заведётся.
Риск не запуска двигателя многократно возрастает зимой. Поэтому Госстандарт рекомендует на холодный период года снимать расходомеры вовсе и заменять их транзитными трубками.
То есть зимой, когда наибольший расход топлива требует максимального контроля, именно в это период расходомер создаёт наибольшие проблемы.
Но главной причиной того, что расходомеры уходят со сцены Систем контроля топлива, является замена парка автомобилей на Евро-5, Евро-6 и т.д. В этих современных моторах более 90% засасываемого из бака топлива сбрасывается через «обратку» назад в бак. То есть только около 1/10 топлива, прошедшего через расходомер, попадает на форсунки двигателя. А 9/10 сливается обратно в бак.
Мы хотим контролировать не топливо, прошедшее через расходомер, а топливо, непосредственно попавшее на форсунки двигателя. Поэтому погрешность измерения топлива на форсунках увеличивается в 10 (!) раз, так как только 1/10 топлива из расходомера попадает на форсунки двигателя.
Другой проблемой является нарушение Правил дорожного движения (ПДД), которое прямо запрещает вмешательство в топливную систему автомобиля.
К тому же гарантийный автомобиль могут снять с гарантии при обнаружении вмешательства в его топливную систему: расходомер является дополнительным препятствием потоку топлива в двигатель.
- может применяться на старых двигателях и автомобилях при регулярном обслуживании
- высокая цена и трудоемкость обслуживания
- не пригоден для новых автомобилей
- нарушает ПДД и лишает гарантии автомобиль

«БелТрансСпутник» подключает GPS/Глонасс/ GSM-Модуль контроля транспорта к бортовой шине Computer Area Network (CAN) или On Board Diagnostic (OBD) вашего автомобиля.
Как это работаетДанные о фактическом расходе топлива мы считываем из шин CAN или OBD и передаём на ваш компьютер. И не только данные о расходе топлива, но также об уровне топлива в баке (согласно показаниям заводского ДУТ вашего авто), мгновенном расходе топлива и его температуре, оборотах двигателя и пр.
Как это возможно?
Завод-производитель автомобиля ставит на измерительный стенд новый двигатель, подключает к нему множество точных датчиков. А затем прогоняет двигатель на стенде во возможных режимах. Фиксируя при этом расход топлива.
Получив точные данные, завод-производитель помещает весь набор данных в бортовой контроллер управления двигателем вашего автомобиля. И этот контроллер выдаёт в шины CAN и OBD данные о расходе топлива, которые когда-то были получены экспериментальным путём в схожих условиях.
Практика показала, что в новых автомобилях расхождение показаний расхода топлива по CAN/OBD с расходом топлива по контрольной заправке составляет 1-3%. В старых автомобилях 2-7%. При этом погрешность нарастает ещё и из-за износа форсунок двигателя, и уменьшается после замены форсунок на новые.
К недостаткам можно отнести возможность «кулибиных» в некоторых автомобилях ввести повышающий коэффициент к расходу топлива по шине CAN. Однако это вскрывается при диагностике автомобиля на дилерском центре.
Проведённые специалистами «БелТрансСпутника» совместно с ЦНИИТ «Транстехника» замеры расхода топлива различных современных автомобилей в разнообразных режимах движения, при разной загрузке автомобиля и в разных температурных условиях, показали среднюю погрешность определения расхода топлива 1-1,5 %.
- надёжность и точность
- прозрачность
- наличие небольшой погрешности
- необходимость периодически проводить диагностику потенциальных вмешательств в CAN у дилера

Для строительной и специальной техники легитимным способом списания топлива является расчет по нормам «Транстехники», в которых указан расход топлива за машино-час для разных видов работ.
Как это работаетПод машино-часом понимается время, в течение которого машинист реально выполнял заданную работу.
Однако на практике зачастую это выглядит так: экскаватор работает на удалённом объекте рабочий день – 8 часов. И машинист требует списания топлива на все 8 часов работы ковша.
После установки Системы «БелТрансСпутник» выясняется, что на самом деле 3 часа из 8-ми p двигатель трактора вообще не работал. То есть 3/8 топлива машинист присваивал себе.
Наш Модуль контроля даёт однозначный ответ, сколько времени двигатель работал.
Делается это различными способами:
Единственным способом обмана может являться неполное выполнение работы: работа крана (экскаватора) на холостом ходу без подъёма стрелы, проезд заснеженной дороги без опускания ножа отвала, щётки и пр.
Поэтому в дополнение к этому способу рекомендуется контролировать выполненную работу через датчики положения стрелы, щетки, ножа отвала и т.п. Или устанавливать видеорегистратор. Или производить выборочный инспекторский контроль полноты выполненной работы.
- не требует установки дополнительных датчиков
- не нужно вмешиваться в топливную систему автомобиля
- рекомендуется установка дополнительных датчиков работы навесного оборудования или видеорегистратора, или участие ответственного лица для контроля реально выполненной работы

Специалисты «БелТрансСпутника» создали в сотрудничестве с производителями отечественной техники несколько математических моделей работы двигателя.
Как это работаетЭти модели покрывают все наиболее распространённые типы используемых двигателей как на дорожной колёсной технике, так и на тракторах и погрузчиках.
Для определения расхода топлива мы подключаем наши GPS/Глонасс/GSM-Модули контроля транспорта к двигателю автомобиля, и считываем различные его параметры: обороты, степень нажатия на педаль газа, температуры, крутящийся момент и пр.
После установки нашего оборудования производится калибровка Системы по фактическим замерам расхода топлива или по паспортным конструкторским значениям расхода топлива, произведенные заводом-производителем автотракторной техники.
Рассчитываемый Системой «БелТрансСпутник» расход топлива в этом случае имеет типовую погрешность 3-5%. Он учитывает множество важных параметров, в том числе нагрузку на двигатель.
- простота и надёжность
- большой экономический эффект
- повышенная трудоёмкость при монтаже Модулей контроля транспорта
- рекомендуется участие клиента в калибровке Системы
Какой способ контроля выбрать

Наши специалисты рекомендуют везде, где возможно, использовать интеллектуальные расчётные способы.
Они не требуют покупки дорогостоящих датчиков и не привязаны к надёжности их работы. Кроме того, интеллектуальные расчётные способы водителю очень трудно обмануть. Чего не скажешь о любых датчиках, которые всегда находятся под угрозой воздействия водителя.
Начинать сотрудничество мы советуем с установки Системы GPS-мониторинга «БелТрансСпутник», поскольку она экономически целесообразнее любых датчиков расхода топлива.
Результаты
наших клиентов
Поможем избежать дополнительных расходов на топливо Благодаря достоверным данным Системы мониторинга «БелТрансСпутник»
