В нём в потоке топлива как водяная мельница вращается крыльчатка. Каждый оборот крыльчатки – например, 30 мл топлива. При каждом обороте крыльчатка размыкает/замыкает контакт, что создаёт перепад импульсов на выходе расходомера. Количество импульсов на выходе этого прибора, умноженное на 30 мл, равно количеству топлива, прошедшему через расходомер.
Погрешность лучших массовых расходометров – 1-2 % в диапазоне от 4 до 200 литров/час.
В дизельных двигателях существует «обратка» — магистраль сброса части топлива обратно в бак после того, как оно прошло головку двигателя и нагрелось. Поэтому нужно ставить два независимых расходомера топлива: по одному на шланг прямой подачи топлива и на «обратку». И считать разницу топлива между прямой и обратной магистралью.
Иногда ставится один дифференциальный расходомер, который имеет две крыльчатки: одна на прямой магистрали + одна на «обратке». Он сам считает разницу: отнимает «обратку» из «прямого» топлива. Но стоимость этого дифференциального расходомера не ниже двух обычных расходомеров. Поэтому сэкономить не удастся.
Главным достоинством расходомера является внесение некоторых из них в реестр средств измерений для нужд законодательной метрологии, т.е. для финансового учёта.
Однако любой расходомер топлива – миниатюрный прецизионный прибор. Проходящее через него топливо создаёт отложения на внутренних стенках расходомера и на крыльчатке. Подобно тому, как холестерин откладывается на стенках кровеносных сосудов.
Чтобы крыльчатка не заедала, один раз в 2-3 месяца расходометр нужно снимать и мыть в растворителе. Если этого не делать, то он может заклинить и перекрыть поток топлива в двигатель. Автомобиль не заведётся.
Риск не запуска двигателя многократно возрастает зимой. Поэтому Госстандарт рекомендует на холодный период года снимать расходомеры вовсе и заменять их транзитными трубками.
То есть зимой, когда наибольший расход топлива требует максимального контроля, именно в это период расходомер создаёт наибольшие проблемы.
Но главной причиной того, что расходомеры уходят со сцены Систем контроля топлива, является замена парка автомобилей на Евро-5, Евро-6 и т.д. В этих современных моторах более 90% засасываемого из бака топлива сбрасывается через «обратку» назад в бак. То есть только около 1/10 топлива, прошедшего через расходомер, попадает на форсунки двигателя. А 9/10 сливается обратно в бак.
Мы хотим контролировать не топливо, прошедшее через расходомер, а топливо, непосредственно попавшее на форсунки двигателя. Поэтому погрешность измерения топлива на форсунках увеличивается в 10 (!) раз, так как только 1/10 топлива из расходомера попадает на форсунки двигателя.
Другой проблемой является нарушение Правил дорожного движения (ПДД), которое прямо запрещает вмешательство в топливную систему автомобиля.
К тому же гарантийный автомобиль могут снять с гарантии при обнаружении вмешательства в его топливную систему: расходомер является дополнительным препятствием потоку топлива в двигатель.