Новости

Новости > СВЕРХУ ВИДНО ВСЁ

СВЕРХУ ВИДНО ВСЁ

Такой вывод напрашивается, если проанализировать первые результаты работы перевозчиков, установивших на свои автомобили системы спутникового GPS мониторинга транспорта нового поколения. Контролировать «дальнобойщиков» еще несколько лет назад было практически невозможно. В их среде десятилетиями культивировалась анархия и ничем не сдерживаемая «любовь к свободе». Водители сами определяли рабочий график движения, сотни километров «левых» рейсов были чуть ли не нормой. Но кризис 1998 года заставил перевозчиков быть более рачительными, на транспортных предприятиях было многое сделано для ужесточения дисциплины. А кто этого не сделал - просто разорились. Теперь практически не бывает такого, чтобы водитель успевал съездить «втихаря» за 500 км. Но заезды «почти по дороге» в супермаркеты и подобные объекты с дополнительным «крюком» в 50-70 км - вещь обыденная и сегодня, как и «левые рейсы». Ужесточение рыночной конкуренции, особенно в условиях кризиса, заставляет вновь вернуться к вопросам дисциплины и контроля за водителями-дальнобойщиками.

Что требуется от водителя на маршруте после загрузки? Аккуратно ехать 8-10 часов в день со скоростью около 70 км/час. Но что обычно происходит в действительности? Водитель едет 5 часов, но со скоростью 90-100 км/час. Ему так удобнее: пронесся с большой скоростью положенные 400-450 км за 4-5 часов - и отдыхай 20 часов. А то, что при таких скоростях летит подвеска и значительно увеличивается риск аварии - это пусть волнует директора. Именно руководителю приходится расхлебывать последствия аварий, препираться со страховщиками. В общем, если за одну и ту же зарплату водитель может работать 5 часов - он вряд ли станет трудиться 8 часов. И об этом свидетельствуют первичные данные с тех предприятий, которые решились на внедрение системы спутникового контроля. Современная система позволяет не просто видеть точку на экране компьютера с точностью до 100-200 км, как это было раньше. Сейчас можно даже на расстоянии тысяч километров от машины получить подробный маршрут ее движения с интервалом отсчетов хоть через каждые 50 метров. Да еще с детальным графиком времени движения по этому маршруту. И обходится это совсем недорого. После проведенного системой анализа маршрута оказывается, что в среднем по отрасли водитель работает совсем не так, как требует от него руководитель. Примечательно, что руководители предприятий до установки системы обычно уверены: факты нарушения технологической дисциплины у них искоренены и водители работают почти идеально! После внедрения системы у них открываются глаза. И дело не только в том, чтобы поймать за руку нерадивых работников. Реальная информация прежде всего открывает резервы эффективности.

С внедрением системы слежения за транспортом контроль становится очень простым. На карте виден каждый водитель и его суточный пробег на данный момент. О превышениях разрешенной скорости или отклонениях от маршрута автоматически сообщается при помощи SMS. Каждое утро, приходя на работу, директор вынимает из своего принтера готовый лист-отчет обо всех машинах, их местоположении и пробеге за день. В отчете видно, сколько километров реально прошла машина за рейс, сколько из них с нормальной скоростью, сколько с ее превышением, сколько часов всего ехал водитель и т. д.

Объективный, непредвзятый, документально подтвержденный контроль водителей дисциплинирует. Открывается не только ресурс повышения эффективности их работы, но и мотивационный канал. Обычно руководители не задаются вопросом, почему из числа водителей, работающих в равных условиях материального стимулирования, лишь процентов 10 стараются изо всех сил, процентов 50 работают «ни шатко, ни валко», а процентов 40 - «отбывают номер», работают на минимуме своих возможностей, и ничем их не проймешь. В этом сказывается «европейский менталитет» наших водителей. Многие из них знают, что коллеги на Западе выполняют ту же работу за €2-3 тыс. в месяц. У нашего директора нет возможности платить такую зарплату, экономические реалии, да и условия жизни у нас все-таки отличаются от европейских. Но большинство водителей убежденно следуют правилу: «из кожи вон не лезть» в работе «на хозяина». И даже если этот «хозяин» регулярно повышает зарплату, мотивированность у таких водителей не растет. Они находят для себя тот ритм работы, который их устраивает и является компромиссом между требованиями руководителя и собственной ленью. Одним повышением зарплаты ничего не добьешься. И здесь контроль с помощью навигационных систем еще раз может сослужить хорошую службу. Практика показывает, что водитель начинает шевелиться быстрее. Руководство оказывается «рядом» даже тогда, когда водитель на дороге, вдали от офиса, когда он работает с ленцой и «без напряга». И водитель начинает понимать, что его серьезно контролируют. В таких условиях уже бессмысленно придумывать небылицы, оправдывая свой сложившийся рабочий уклад. Приходится волей-неволей работать эффективнее. Конечно, в два раза больше водитель работать не станет, но практикой доказано, что существенно, процентов на 10, поднять пробег - совершенно реально.

Таким образом, применение спутниковых систем приводит к интенсификации производства за счет внутренних резервов. Без постоянного контроля нечего и говорить об эффективном управлении предприятием, что доказывает практика жизни. Это уже вопрос выживаемости перевозчиков, причем цена его - всего €200 на автомобиль. Именно такова стоимость современных систем слежения за транспортом.

Михаил ДЕДУНОВИЧ, коммерческий директор УП «Белтрансспутник».

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.