Каждый понимает, что топливо – это 10-35% затрат на содержание авто. И хочется их сократить. Особенно когда со всех сторон бойкие продавцы разнообразных датчиков уровня топлива (ДУТ) «сладко поют» об окончательном решении топливного вопроса.
От этого громкого «хора» возникает мысль: а может ДУТы и на самом деле решают проблему? Раз все обещают, значит нужно брать? Давайте вместе разберёмся – что ДУТы могут, а что – нет? Стоит ли «дырявить» топливный бак своего грузовика для ДУТ или лучше пройти мимо продавцов «волшебной таблетки»?
Что это за «инструмент» такой этот ДУТ?
Откровенный развод или реально нужная вещь? Делайте выводы сами, мы лишь представим некоторые факты о ДУТах:
! ДУТ не включен в реестр средств измерения для нужд законодательной метрологии. То есть его показания невозможно использовать для наказания водителей и для финансового учёта. ГОССТАНДАРТ понимает — «бултыхающееся» топливо невозможно измерить. И не выдаёт таких Сертификатов. Если вас будут убеждать в обратном, ТРЕБУЙТЕ ДОКУМЕНТ, подтверждающий сертификацию датчика!

! Заводская точность ДУТа – 1%, но она достижима только в лаборатории, в режиме покоя, и с топливом стабильного состава. На практике погрешность значительно больше. Поэтому можно «присваивать» небольшое количество топлива абсолютно уверенно и, как это парадоксально не звучит, юридически корректно. Ведь слив-то – в пределах погрешности! «Ну, какие претензии – хозяин?» Единственное неудобство – нужно это делать понемногу и несколько раз за день.

! Грамотный водитель знает, если резко остановить авто, то 20%-е колебания топлива в баке продолжаются несколько минут. В этот момент можно безнаказанно слить, например, 10 литров из 300 литрового бака, и через минуту поехать дальше. Ни один ДУТ не сможет точно сказать – был слив или нет?
Сделав 3-5 таких остановок за день, водитель получает пару канистр топлива «на жизнь». И всё «шито-крыто». Хуже всего то, что опытный водитель может таким образом подгонять якобы реальный расход топлива под любую желаемую им «норму». И настаивать на ней. Мол: «Начальник, раз поставил ДУТ, то по нему и списывай».

! Современные дизельные двигатели имеют «обратку». Топлива из бака забирается намного больше, чем нужно двигателю, а все остальное проходит через «голову» и отправляется обратно в бак. На обратном шланге водитель может повесить краник слива, который будет стравливать топливо в канистру. Оно уходит плавно, как будто в обычном режиме, но больше. А почему – кто ж его знает? И в этом случае ДУТ тоже бессилен.

! Некоторые топливные баки имеют скрытые конструктивные особенности — внутренние рёбра-успокоители волн топлива (внутри бак – не пустая ёмкость) слишком плотно примыкают ко дну. И бак представляет собой набор плохо сообщающихся между собой сосудов. Топливо из горловины попадает в боковую секцию бака, и потихоньку начинает перетекать в центральную секцию с ДУТом уже после отъезда машины от АЗС. Возникает парадокс: машина едет, а уровень топлива по ДУТу растёт. Как будто машина не по дороге едет, а продолжает заправку на АЗС.
Всё это критически уменьшает доверие к ДУТам, и затрудняет попытки контролировать топливную проблему с помощью ДУТов. ДУТ превращается в п́Угало для неопытных водителей.


! Есть еще одна проблема с ДУТами, и она крайне серьезная. ДУТ – это вмешательство в топливную систему. Согласно ПДД, владельцу ТС запрещено вмешиваться в систему рулевого управления, тормозную или топливную систему и т.д. Ни Минтранс, ни ГАИ, ни ГОССТАНДАРТ не готовы признать установку стороннего электрического прибора в топливную среду невмешательством в топливную систему автомобиля. А ведь это – «детонатор» с двумя электродами «+» и «-». И ставится ДУТ только в том случае, когда владелец авто взял на себя ответственность и за безопасность, и за нарушение ПДД.

Нельзя доверять только ДУТу. Он контролирует определенные вещи, но не расход топлива, особенно, если речь идет о сложных машинах. Не стоит обманывать клиента, который ДОЛЖЕН знать о всех нюансах и сам решать, нужен ему ДУТ или нет. Компания «БелТрансСпутник», обладая высокой степенью погруженности в процессы и экспертностью убеждена, что знание клиентом бОльшего количества физически разных способов контроля расхода топлива способствует формированию грамотного представления о них и их предназначении. Сотрудники компании, при наличии запроса клиента, могут установить и ДУТ, и сделать это ПРОФЕССИОНАЛЬНО!
Как предлагает контролировать расход топлива компания «БелТрансСпутник»:
▶ подсчет линейного расхода и нормы для города/загорода, зимы/лета. Нормы устанавливаются в Систему, она начинает отслеживать, причем с учетом частых остановок автомобиля на маленьких промежутках в городе, редких остановок – за городом. Учитывается также средняя путевая скорость авто.
▶ отчет «линейные нормы» для ТС, которые идут с грузом и когда расход зависит от веса. Это позволяет полностью автоматизировать методические рекомендации Минтранса. Для того чтобы потом ни налоговая инспекция, ни транспортный контроль не имели претензий. Учитывается населенность города, где проезжал автомобиль, количество километров пересечения городской черты, температура воздуха на момент выезда машины в рейс после не менее чем восьмичасового отстоя (летняя и зимняя нормы), учет территории горных дорог, веса груза на каждом участке и т.д. Очень сложная методика, которую крайне трудоемко соблюдать, но в противном случае на лицо нарушение закона, потому что лишнее топливо списывается на затраты, и уменьшает налогообложение.
В Системе «БелТрансСпутник» все автоматизировано. Внесены все города, геозоны, границы, населенные пункты, горные участки и т.д. Вы просто прокладываете маршрут и все нормы и температуры с сертифицированных метеостанций подтягиваются, учитывается вес груза и все остальное.
▶ CAN-шина – не является абсолютно точным показателем, но технологии совершенствуются, она умнеет. И по CAN-шине мы видим расход топлива реальный. Водитель может заплатить недобросовестному автоэлектрику, влезть в CAN-шину и поставить какой-то коэффициент к расходу топлива, но это невозможно скрыть. И если механик проверяет это, то обязательно увидит нарушение. Чтобы клиент был уверен в точности CAN-шины именно на его авто, «Транстехника» проводит государственную проверку точного расхода топлива. На основе этих протоколов мы можем внести поправочный коэффициент в показания с вашей CAN-шины. С этого момента расход топлива по CAN станет абсолютно точно показываться в системе «БелТрансСпутник».
▶ ДУТ. Обычно компания «БелТрансСпутник» устанавливает ДУТы клиентам опробовать, в подтверждение слов, что это бессмысленно для определения расхода. В редких случаях ДУТ ставится для контроля мест реальных заправок. Но эта задача посильна и штатному ДУТу, который установлен на заводе и подключен к CAN-шине.
▶ ДРТ – что-то типа водомерного счетчика, устанавливаемого в бак. Уже почти не применяются. Потому что в современных двигателях из засасываемого через магистраль бака топлива только 1/20 часть попадает на форсунки. А 19/20 сбрасывается через «обратку» снова в бак. ДРТ измеряет поток не прямо на форсунке, а в 20 раз бОльший общий поток в магистрали. И по разнице между потоков прямой и в обратной магистрали пытается оценить размер маленького ручейка топлива на форсунках. Суммарная погрешность ДРТ — 2 литра по отношению к магистральному потоку 100 литров – это составляет 2%. Но та же погрешность ДРТ в 2 литра по отношению к измеряемому 5-литровому ручейку на форсунках – это уже 40% (!). То есть суммарная заводская погрешность двух лучших ДРТ (2%) умножается в 20 раз и превращается в 40%. А с такой погрешностью измерять топливо – это издевательство над здравым смыслом.


Кроме того, сами производители ДРТ советуют на зимнее время снимать устройства, ставить транзитную трубочку. Иначе двигатель может просто не завестись из-за запарафинивания топлива в самом узком месте магистрали – ДРТ.
▶ наша компания также использует технологию списания топлива по математической модели работы двигателя. Нами учитывается: обороты работы двигателя, глубина нажатия на педаль газа и т.д. Таким образом, мы знаем реальную нагрузку на двигатель в моменте и рассчитываем расход топлива очень точно. Без вмешательства в топливную систему.
Мы предоставляем весь инструментарий клиентам, обеспечивая право пользования продуктом и услугами внедрения.
Клиенту самому решать, обманываться или воспользоваться инструментами учета расхода топлива интеллектуальной Системы «БелТрансСпутник».
Хотите выгодно управлять затратами и следить за расходом топлива? Система БТС к вашим услугам!
ЧУП «БелТрансСпутник»
Республика Беларусь, г. Минск, ул. Платонова, 12Б
+375 (17) 270-78-25