Пресса о нас

Пресса о нас > Непрозрачные рейсы — уходящая практика

Непрозрачные рейсы — уходящая практика

4 сентября, Минск /Дмитрий ПАТЫКО, «Р»/ «Вообще-то у нас добросовестные водители, технология отлажена, – словно оправдываясь, сообщил директор автопредприятия, позвонивший в редакцию после выхода статьи о проблемах внедрения системы мониторинга автоперевозок.– Поэтому мы оснащаем свой транспорт спутниковой системой ради имиджа, чтобы показать заказчикам, что контролируем процесс перевозки и по уровню не уступаем европейским предприятиям».

Такое отношение к научно-технической разработке не могло не озадачить. Ведь думал, что материал («Кто не хозяин автомобилю своему?», «Р» от 12.07.07) убедительно показал, что именно экономика, а не что иное должна ставиться во главу угла. Но оказалось, закрывать тему рано. А потому, чтобы расставить точки над «i», пришлось обратиться за помощью к Михаилу Дедуновичу, директору предприятия «БелТрансСпутник», где создается отечественная спутниковая система контроля и управления транспортом.

— Михаил Алексеевич, ваши заказчики действительно думают сначала о том, чтобы произвести впечатление, а уже во вторую очередь – об экономии?

— Некоторые действительно приобретают спутниковую систему только потому, что это говорит об уровне работы предприятия. Но когда виден каждый шаг любого водителя, когда каждый рубль затрат контролируется, то очень скоро обнаруживается, что престижная электроника еще и прибыль приносит. Тем более что стоит система дешевле комплекта резины на автомобиль.

К нам обращаются лучшие предприятия, которые не только успешно работают сегодня, но и думают о своем дальнейшем развитии. Но после нескольких месяцев эксплуатации системы даже у них выявляются резервы, которые они не могли вскрыть раньше.

— Тогда что можно ответить директорам, считающим, что у них и без этих «излишеств» все работает как часы?

— Можно долго убеждать себя, что по части повышения дисциплины, искоренения бесхозяйственности все уже сделано, и этим себя успокоить. А можно просто поставить на машины спутниковые терминалы и увидеть реальную картину на предприятии. Практика показывает, что благодаря этому вполне реально увеличить эффективность перевозок на 10—15 процентов.

Во внутригосударственных перевозках большой проблемой были и есть левые подработки. Особенно это касается автотракторной техники, которая, по словам одного руководителя, до внедрения нашей системы 60 процентов времени работала на него, а 40 – на сторону. Очень большие объемы приписок встречались на дорожных работах, на перевозках песка и гравия. Регулярны срывы графика развоза товаров.

Даже в международных перевозках, где почти все компании частные, тоже есть резервы: анализ поведения водителей на маршруте показал, что чаще всего они работают совсем не так, как предписывают им директора. Ведь от водителя требуется, чтобы он аккуратно, не ломая машину, ехал свои 8 часов в день со скоростью около 70 километров в час. Но система показывает, что в среднем по отрасли водитель движется даже на прямолинейных участках всего 5 часов, но со скоростью 90—100 километров в час. Ему так удобнее. Лихо пролетел свои 400—450 километров – и отдыхай 19—20 часов. Потом опять такой же бросок. А то, что при таких скоростях придется чаще перебирать подвеску, больше износ резины, выше риск аварии, меньше шансов доставить груз без повреждений, так это пусть волнует директора.

Анализ нашей статистики говорит, что на предприятиях в первые месяцы после начала внедрения системы «Бел­ТрансСпутник» лишь половина водителей соблюдает нужный режим движения. Остальные же приобретают такую привычку только после того, как им предъявят подробную справку об их работе и накажут рублем.

— Отечественная система «Диспетчер-II» не уступает зарубежным?

— Не уступает. Это аппаратура нового поколения, в программное обеспечение которой заложены принятые во всем мире принципы. Она позволяет на экране компьютера видеть не просто точку, которой отмечаются координаты машины через каждые 50—100 километров, как это было раньше, а дает возможность видеть из офиса в реальном времени ее движение каждые 5 секунд, дистанционно получать подробный маршрут за предыдущий день, месяц или год. Почти бесплатно. Да еще с детальным графиком режима работы, астрономически точным определением реального пробега, показаниями температуры в кузове и прочее. Если, например, температура выйдет из допустимого диапазона, то курирующий специалист предприятия тут же получит SMS на свой GSM-телефон.

— Диспетчеру, который следит за множеством машин, видимо, сложно вовремя отреагировать на все нарушения. Предусмотрено ли автоматическое извещение его обо всех нарушениях дисциплины?

— Обо всех нарушениях скоростного режима или отклонениях от маршрута система тут же автоматически докладывает в офис. Мобильная связь с водителем у диспетчера есть, так что «разбор полетов» может проходить в ходе самих «полетов».

Каждое утро, приходя на работу, директор вынимает из своего принтера готовый лист-отчет спутниковой системы обо всех его машинах, их реальном местоположении и пробеге за день. Важно, что эти данные никто из сотрудников не имеет возможности откорректировать, чтобы скрыть нарушения. Кроме того, система после дистанционного изъятия из машины данных о маршруте сама анализирует их и сводит в отчет. Водитель еще не вернулся из рейса, а полный расклад его действий уже готов.

— Что вы посоветуете руководителю, который убежден, что если он заинтересовал своих людей зарплатой, то они и без средств контроля водителей должны работать хорошо.

— Наш человек смотрит на заработок западноевропейских коллег. Поэтому никакая приличная, по нашим меркам, зарплата не заставит всех водителей работать так, как хочет директор. Для многих просто необходим «информационный колпак», который должен висеть над головой. То есть при плохой работе водитель должен попадать в некомфортные условия, когда постоянно надо оправдываться. Это и есть воспитательный процесс с помощью информационных технологий.

Словом, без постоянного контроля, в том числе с помощью спутниковой системы, об эффективном управлении предприятием можно не мечтать. И не случайно, что без такого оснащения сегодня не мыслит работу ни одна серьезная зарубежная транспортная компания. .