Пресса о нас

Пресса о нас > Космическая логистика

Космическая логистика

Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В современной рыночной среде возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров. При этом на эффективность цепи поставок влияет уровень организации хозяйственных связей всех участников товародвижения. Экономисты называют логистику управлением различными потоками. В данном случае это определение точно соотносится с нашей темой - транспортной логистикой и ее бесконечными потоками грузов во все концы света.

Для нашей страны развитие транспортной логистики - одно из главных направлений, которое нуждается во всестороннем развитии. Этому способствует расположение нашей страны на карте и широкие торговые каналы, проходящие по территории Беларуси. Однако в свете постоянных разговоров об организации в будущем отечественных логистических центров, квалифицированно управлять грузопотоками необходимо уже сегодня. С помощью каких инструментов это делается? Об этом нам рассказал заместитель директора УП «БелТрансСпутник» Игорь Михайлович РУБАН.

Расскажите об услугах компании, о Вашем опыте, за счет чего «БелТрансСпутник» выигрывает у конкурентов?

Наша компания достаточно молода, нам почти четыре года, однако коллектив работает с системами контроля транспорта уже практически десять лет. В своей области нас можно без натяжки назвать пионерами развития спутниковой транспортной GPS навигации в Беларуси, когда впервые начали использоваться на подвижных объектах спутниковые терминалы Euteltracs. На тот момент это были достаточно дорогие устройства, и позволить их себе мог далеко не каждый. Однако с течением времени и развитием GSM сети начали в большей мере находить применение GPS/GSM системы, в частности наша разработка «Диспетчер», которая благодаря соединению технологий позволила намного удешевить «входной билет» в малоизученный тогда мир объективного контроля за автотранспортом. За это время нами оснащено уже более 3000 автомобилей и клуб пользователей систем контроля от «БелТрансСпутник»с каждым месяцем активно расширяется. Кроме того, мы обладаем соответствующими лицензиями, разрешениями, а также международными и республиканскими сертификатами. Наши разработки также защищены и патентом.

Компания какого уровня может позволить себе Ваши услуги? Каков круг Ваших клиентов?

В настоящее время стоимость предлагаемых нами оборудования и услуг настолько незначительны, что ими в состоянии воспользоваться любые автохозяйства и частные перевозчики, а также и грузоотправители, разместив соответствующее устройство в автомобиле. Судите сами. Стоимость комплекта оборудования составляет всего 195 евро. А следить и анализировать информацию об эксплуатации автомобиля, отслеживать его маршрут, стоянки, скорость, режим труда и отдыха можно с любого компьютера, включая домашний, через Интернет браузер всего за 10 евро в месяц. И если поначалу нашими клиентами были в основном международные автомобильные перевозчики, то в настоящий момент это банки, автобусные парки, производственные предприятия, скорая помощь, предприятия по обслуживанию сельхозтехники, строительные организации и др.

Расскажите о функциональных особенностях транспортной платформы связи «Диспетчер». Кем она разработана? Как она, к примеру, определяет сокращение затрат и у величение доходности? Предлагает ли ее другие компании на белорусском рынке?

«Диспетчер» - это сугубо разработка «БелТрансСпутник», созданная в тесном взаимодействии с нашими клиентами. На практике - это интерактивный программно-аппаратный комплекс, решающий в зависимости от потребности заказчика весь спектр задач по прогнозу и анализу работы транспортной составляющей предприятия. Здесь и астрономические пробеги, и несанкционированные простои, и реальный расход топлива. В общем, это наиболее действенный инструмент по экономному и тщательному использованию автотранспорта. В то же время благодаря ему более актуальным становится построение современных логистических схем, ведь при оснащении транспорта системой слежения прогнозирование и оперативность выходят на совершено другой уровень, повышая конкурентоспособность предприятии любого толка».

Для перевозок какого рода эффективнее использовать эту платформу - региональные, международные, грузовые, пассажирские? Что более популярно? Есть ли подобное для контроля железнодорожных грузоперевозок?

Все вами перечисленное в той или иной степени нуждается в объективном контроле и управлении. Возьмем общественный транспорт. Оборудовав его GPS/GSM контролером, он сразу становится «видимым» всем диспетчерским службам. Появляется объективная картина движения по маршруту, временных задержек, скоростного режима, что в значительной мере упрощает прогнозирование графика движения. В последующем объективную картину можно выносить на электронные табло остановок с ожидаемым временем прибытия маршрутного транспорта. А в случае оборудования автобусов датчиками контроля пассажиропотока и терминалами оплаты - комплекс принимает совершенно другие очертания. Он становится единым контролирующим и платежным средством, что в значительной мере повысит окупаемость и экономичность общественного транспорта. И это уже не разработки на бумаге, а готовый продукт, ожидающий внедрения. Что касается контроля грузоперевозок по железной дороге, можно отметить, что и эта задача полностью реализуема.

Как построено взаимодействие между «БелТрансСпутником» и клиентами помимо работы, осуществляемой спутником? Что из себя представляют диспетчерские пункты?

В зависимости от объемов задач предприятия и алгоритмов его работы с транспортом, мы предлагаем различные варианты диспетчерских пунктов. Практически это рабочие места руководителей, диспетчеров, экспедиторов, экономистов, бухгалтеров. Благодаря разветвленности и многогранности информации каждое из подразделений использует необходимую именно ему информацию о работе транспорта. Есть и более простые решения, когда информация о транспорте доступна с удаленных мест посредством любого Интернет браузера.

Охарактеризуйте вкратце устанавливаемую на транспортное средство систему. От чего зависит ее конфигурация и кто производит это оборудование?

В зависимости от решаемых задач мы предлагаем клиентам либо чисто спутниковую систему Euteltracs (производство США), либо GPS/GSM систему «Диспетчер» (Германия, Литва-Швеция). Выбор клиентов обусловлен не столько финансовой составляющей, сколько задачами, решаемыми посредствам системы контроля. Если в первом случае мы предлагаем оборудование, принимающее и передающее все данные, в том числе и аналитические по эксплуатации автомобиля, через геостационарные спутники (отсутствует GSM-роуминг, провалы в связи), то во втором - со спутников лишь считываются данные и передаются затем через наземную мобильную сеть на диспетчерский пункт предприятия. Выбор производителей основан на практическом опыте: оборудование автомобиля, который зачастую оказывается в тысячах километров от офиса, должно обязательно работать, иначе оно не будет решать задачи оперативности и достоверности, а при жесткой конкуренции на рынках это может стать определяющим. И если систем аналогичной Euteltracs у нас не производится вообще, то GPS/GSM оборудование изготавливается в СНГ, однако очень небольшими партиями и, к сожалению, с невысоким качеством. А ведь в нашей практике были примеры попыток угона автомобилей с грузом за пределами нашей республики, но благодаря именно системе «Диспетчер» удавалось отслеживать ситуацию и своевременно обезвреживать преступников.

Затратны ли услуги для самой организации, и какая часть наиболее затратная?

Разумеется, как любое приобретение, система требует начальных затрат. Но как можно заметить, их величина не соизмерима с экономической выгодой, которая возникает в процессе эксплуатации. Причем наступает она не через годы, а месяцы. И в дальнейшем только за счет сэкономленных энергоресурсов и снижения эксплуатационных расходов начинает приносить прибыль любому предприятию.

Охарактеризуйте рынок таких услуг в Беларуси: когда начал развиваться, что имеем сегодня, какие есть проблемы?

В нашей стране, как во многих других инновационных начинаниях, несколько с опозданием начато массовое внедрение спутниковых систем контроля и управления транспорта. Однако это был скорее период оценки. Сейчас ситуация в корне меняется. Быстрыми темпами идет оснащение предприятий, это позволяет надеяться, что в самое ближайшее время абсолютное большинство белорусского транспорта благодаря системам контроля будет работать наиболее эффективно. Нынешние руководители уже не видят в «Диспетчере» ненужную забаву, а строят работу предприятия, основываясь на объективность информации. Есть ситуации, когда только при формировании будущей деятельности и постановке задачи компания сразу рассматривает задачу контроля и заказывают диспетчерскую систему для еще не закупленных автомобилей. А нам, как гражданам, насколько будет спокойнее, если мы будем уверены, что машина скорой помощи, милиции или МЧС прибудут на вызов через пять минут? Ведь это возможно только когда диспетчер будет видеть реальную картину расположения дежурных автомобилей. Можно с уверенностью говорить, что сегодня системы спутникового контроля на транспорте прочно входят в нашу жизнь и становятся основой построения самых различных социальных и логистических задач. А от быстроты и качества их внедрения в повседневную жизнь нашего общества будет зависеть отдача для каждого из нас.


«Ключевой вопрос» № 1. 13 января 2009 г.
Беседовала Елена Беганская