Пресса о нас

Пресса о нас > А СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

А СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

10 января 2008, Минск /Сергей БОЯРСКИХ/ Городские и международные перевозки грузов и пассажиров, строители и дорожники - все они независимо от специфики решаемых задач, в той или иной степени нуждаются в информации о точном местоположении собственных транспортных средств, чтобы оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, эффективно работать и постоянно контролировать действия своих водителей.Навигация и слежение за автотранспортом стали возможны благодаря системе глобального позиционирования GPS (Global Positioning System). Работу GPS обеспечивают космические спутники, радиосигналы от которых принимаются устройством, размещенным в автомобиле. Достаточно сигналов от трех спутников (всего их 24), чтобы приемник, установленный в автомобиле, с точностью 5-15 метров определил свои географические координаты.

Возможны варианты
Работа любой системы дистанционного слежения за транспортом основана на том, что в автомобиле появляется специальное устройство - бортовой терминал, который в отличие от навигационных систем находится на связи не только с орбитальными спутниками системы GPS, но и с оборудованием, размещаемым в диспетчерском центре предприятия. Бортовой терминал принимает сигналы со спутников, по которым определяется местоположение машины, а затем формирует и с заданной периодичностью отправляет сообщения в диспетчерский пункт. В пределах этого принципа работы возможны варианты исполнения.
Первый - самый надежный, когда для передачи сформированного сообщения диспетчеру сам же спутник GPS и задействуется, например через спутниковый канал Euteltraсs. Это же и наиболее дорогостоящий вариант. Для работы по такой схеме требуется серьезное оборудование - на автомобиле появляется спутниковая антенна и терминал, похожий на ноутбук размером и наличием клавиатуры.
При втором варианте для отправки сигнала из автомобиля в офис используются мобильные телефонные сети. При этом терминал, представляющий собой коробочку с габаритами мобильного телефона, формирует информацию в виде SMS- или GPRS-сообщения, которое обычным для мобильной телефонии порядком поступает на компьютер диспетчера.
В обоих случаях сигнал, принимаемый в офисе, отображается на электронной карте, выведенной на монитор компьютера диспетчера. Последовательность сигналов, поступающих в режиме реального времени, позволяет определить маршрут и скорость движения автомобиля и проанализировать, как выполняется рейс.
Возможен и третий, упрощенный вариант, предназначенный для предприятий, которым не требуется знать, где находится и что делает машина в режиме реального времени, но контролировать работу водителей необходимо. В этом случае информация о маршруте передвижения транспортного средства сохраняется в памяти терминала и по прибытии транспортного средства в парк может скачиваться для анализа (возможен беспроводной вариант Bluetooth).

Держать руку на пульсе
Программное обеспечение систем выбирается в зависимости от потребностей заказчика. Например, общественный транспорт ходит по каким-то строго определенным ограниченным маршрутам, а у международных грузоперевозчиков совсем другая география. Можно отслеживать один автомобиль, а можно - весь парк транспортного предприятия сразу либо по функциональному назначению отдельных групп, чтобы, например, выяснить, где в конкретный момент времени находятся грейдеры либо машины, убирающие снег и посыпающие песком дороги. Возможен любой уровень и масштаб информации о местоположении транспортного средства вплоть до фотоснимка со спутника.
К системам слежения могут подключаться различные датчики, и тогда кроме определения координат и скорости движения автомобиля появляется возможность получать информацию, например, о техническом состоянии автомобиля. В результате диспетчер может непосредственно управлять технологическим процессом перевозки, прогнозировать возможные нештатные ситуации и корректировать действия водителей.
Системы могут использоваться в качестве противоугонных устройств. На случай попытки захвата автомобиля предусмотрена подача сигнала SOS. Если автомобиль все-таки будет угнан, то до тех пор, пока злоумышленники не обнаружат и не нейтрализуют терминал, местоположение машины остается известным, что облегчает работу правоохранительных органов по розыску.
Случается, что желание держать руку на пульсе грузоперевозки, например, чтобы ориентироваться в сроке прибытия автомобиля на место разгрузки, изъявляет заказчик-грузополучатель. Участие заказчика в слежении за транспортным средством также можно организовать.
Наконец, форма. Кроме картинки на мониторе компьютера информация может выдаваться в виде распечатываемых на принтере тахограмм, графиков, таблиц. SMS-сообщения могут передаваться не только на компьютер диспетчера, но и на мобильный телефон любого должностного лица автохозяйства, в том числе и его руководителя, где бы он ни находился.

Пульс пропал
Главный недостаток систем, использующих мобильную телефонию, состоит в том, что выделенный для связи GSM-канал представляет собой бытовую сеть. Возможности такой сети, несмотря на постоянное развитие, ограниченны, и бывают периоды, например в праздники, когда сеть оказывается перегруженной. В результате в обеспечении связи между транспортным средством и диспетчерским пунктом возникают сбои.
Выход из такой ситуации состоит в работе через спутниковый канал Euteltracs или в выделении системам слежения за транспортом отдельного канала GSM. В будущем по мере увеличения потока технологической информации так, вероятно, и произойдет, но пока еще поток недостаточен, чтобы у сотовых операторов появился стимул к техническому переоснащению.
Связь между автомобилем и диспетчерским пунктом может быть разорвана и вне зоны покрытия GSM-сети. Однако во всех подобных случаях информация о местоположении машины накапливается в памяти оборудования онлайн-системы, и при восстановлении связи координаты в порядке очередности накопления "перекачиваются" в компьютер диспетчера.
Другая проблема заключается в недостаточной защищенности систем от электрических помех, производимых отдельными узлами ряда устаревших моделей автомобилей, которые автохозяйствам, тем не менее, хотелось бы оснастить системой дистанционного слежения. Правда, таких машин сейчас осталось немного, а по мере их замены современными моделями эта проблема должна исчезнуть сама собой.

Что почем
Во что обходится установка и последующая эксплуатации систем GPS слежения, зависит от стоимости оборудования и платежей за абонентское обслуживание.
Стоимость бюджетных систем off-line, в которых информация о передвижении автомобиля хранится в памяти и скачивается после прибытия в парк (пример - "Диспетчер II Lite"), начинается с 216 евро при покупке с абонентской платой. Монтаж на автомобиль потребует еще 40 евро. Эти платежи разовые, а дальнейшие расходы приходятся на абонентскую плату, начинающуюся от 15 евро в месяц. Возможен вариант покупки без абонентской платы. В этом случае оборудование обойдется в сумму от 280 евро плюс покупка софта от 600 евро.
Стоимость GPS/GSM-систем непрерывного контроля (пример - "Диспетчер II Pro") начинается с 464 евро. На монтаж понадобится опять-таки 40 евро, а абонентская плата за эксплуатацию потребует расходов от 35 евро в месяц. При покупке без абонентской платы стоимость оборудования - от 790 евро, софта - от 1500 евро.
Указанные цифры относятся к надежным системам немецкого производства Falcom и Siemens. Стоимость же китайского оборудования - SIM, Rover, PIML - почти наполовину дешевле. Кроме того, приведенная калькуляция относится к оборудованию одного автомобиля, но окончательные суммы расходов зависят от количества автомобилей, которые планируется оснастить системами контроля. Что касается оборудования, то расходы уменьшаются по мере увеличения количества приобретаемых комплектов, а для софта, наоборот, увеличиваются.

Вердикт "АБw"
Насколько это экономически целесообразно? Когда речь идет о службах, работающих по факту чрезвычайной ситуации (скорая помощь, милиция, пожарные), говорить о какой-то рентабельности нет смысла - тут надо успеть все сделать быстро. А в отношении пассажирских и грузовых перевозок, конечно, необходимо считать. Специалисты уверяют, что после внедрения системы оборачиваемость увеличивается на 10-30%. Должно окупиться...

www.abw.by