Новости

Новости > Развитие систем мониторинга транспорта

Развитие систем мониторинга транспорта

Чтобы лучше оценить, насколько современно, или наоборот "архаично" каждое решение, существующее на рынке, целесообразно хотя бы очень кратко взглянуть на процесс развития систем GPS мониторинга автотранспорта.

Современные навигационные системы контроля транспорта – высокотехнологичные продукты, позволяющие осуществлять комплексный мониторинг транспорта в режиме реального времени. За время своего существования они претерпели существенные изменения. В зависимости от особенностей технических решений, задействованных при разработке, выделяется 4 поколения систем мониторинга автотранспорта.

Офлайновые системы слежения

Системы первого поколения были офлайновыми, т.е. не позволяющими вести мониторинг в режиме реального времени. Они разрабатывались еще в конце 90-х – начале 2000-х годов. Все данные и рабочие параметры в данных системах записывались в память специального устройства – GPS-трекер. После прибытия автомобиля на базу они считывались посредством проводного интерфейса, позже через Bluetooth. Система слежения первого поколения обеспечивала контроль за транспортным средством исключительно «постфактум» и не могла решать задачи в реальном времени. Основой причиной существования таких систем были чрезвычайно высокие затраты на GSM-связь – до 1000 $ в месяц.

Системы мониторинга автотранспорта второго и третьего поколения

Навигационные системы контроля транспорта второго поколения для связи между GPS-терминалом и сервером задействовали механизм DATA-канала (по сути, обычный голосовой канал сети GSM) либо SMS-сообщения. Они отличались более широким функционалом: появилась возможность точечно определять местоположение автомобиля посредством SMS в режиме реального времени, а также в случае крайней необходимости подключаться посредством DATA-канала к автомобилю и непрерывно получать с него координатные данные. Однако все еще непомерно высокие расценки на услуги GSM заставляли как можно реже определять местоположение автомобиля, а переходить на непрерывный режим определения местоположения только в исключительных случаях (например, в случае угона). Системы данного типа перестали выпускаться с появлением мобильного Интернета (GPRS).

В решениях третьего поколения GPS навигации в качестве транспортной сети задействовалась GPRS или EV-DO. Сервер слежения устанавливался в локальной сети офиса клиента и требовал трудоемкого и квалифицированного обслуживания, так как Интернет-сети в регионах были еще очень слабы, т.е. имели малую скорость передачи информации. Данные с регионального сервера слежения очень медленно поступали на компьютер пользователя, картинки электронных карты "открывались" с большой задержкой, что создавало дискомфорт при работе с системой мониторинга автотранспорта. Для преодоления этих сложностей пользователю приходилось закупать и обслуживать свой собственный сервер слежения. А провайдеру при любой неполадке на сервере выезжать к клиенту и устранять проблему на его локальном компьютере. Это приводило к высокой стоимости обслуживания пользователя.

Система мониторинга автотранспорта четвертого поколения

Продукты четвертого поколения отличаются от третьего большей технологичностью и централизацией серверного обеспечения. Теперь уже сервер находится не у клиента, а у оператора спутникового мониторинга. Это стало возможным из-за значительно возросших скоростей передачи данных в сети Интернет. Пользователь перестал ощущать разницу при работе с сервером, стоящим у него в офисе, и сервером, расположенным у оператора. Соответственно отпала необходимость приобретения собственного сервера и его обслуживания. Теперь один сервер обслуживает тысячи клиентов и размещается не у клиента, а непосредственно у компании-оператора. Поэтому снизилась и стоимость использования сервиса GPS-мониторинга: современная система слежения стала доступна даже для компаний, имеющих всего один собственный автомобиль. Что касается крупных компаний, то на сегодня большинство из них уже использует спутниковый мониторинг автотранспорта, и уже сложно представить, как удавалось раньше управлять своим автопарком без спутникового слежения.